Ремонт автомобиля по ОСАГО: особенности, сроки, подводные камни в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по ОСАГО: особенности, сроки, подводные камни в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется


Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Достоинства страхового ремонта

К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

  • Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
  • Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
  • Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
  • Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.

Читайте также:  Поездка в Беларусь на машине в 2023 году

Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО

Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/

Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.

Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:

  1. В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
  2. После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
  3. Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
  4. Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.

Почему нужно доплачивать, если нет виновны?

Нужно помнить, что все выплаты начисляются только по специальному справочнику. Там учитывается большое количество показателей, которые влияют на итоговый расход средств. Владелец не может самостоятельно определиться с маркой масла, которую заливают в автомобиль или установкой свечей, которые приобретал и постоянно устанавливал. Все показатели прописываются в специальном справочнике, и страховая компания сама решает, что нужно применить.

Но, когда вы хотите снизить расходы, то можно воспользоваться применением старых приспособлений. Такое соглашение обычно оформляется в письменной форме и согласовывается со страховой компанией. Даже, когда вы не виновны, вы должны оплачивать все процедуры. Но, по закону, вы можете потребовать выплату со стороны виновника. Все это решается либо сразу после ДТП, либо в установленном судебном порядке.

Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:

  • хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
  • максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
  • срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
  • без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
  • автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
  • гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
  • претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
  • жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
  • после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.

Что такое некачественный ремонт

Некачественный ремонт, это ремонт ненадлежащего качества, т.е. выполненный с нарушением технологий и требований, выполненный не полностью или повлекший дополнительные повреждения автомобиля. Вот самые распространенные проблемы с ремонтом на сегодняшний день.

Нарушение технологий. Ремонт должен проводиться в соответствии с четкими технологическими требованиями к процессу, но зачастую исполнители ремонта экономят время и труд на соблюдении технологического процесса, делают все второпях и как следствие нарушают технологию. Ремонт с нарушением технологий не может быть качественным и в самое ближайшее время проявит себя.

Использование ненадлежащих деталей и материалов. Очень часто при ремонте используются дешевые заменители вместо оригинальных деталей и даже низкокачественные и бракованные материалы (краски, шпатлевки). Простому автомобилисту трудно отличить оригинальную деталь от подделки, не говоря уже о качестве шпатлевки или краски, этим и пользуются недобросовестные исполнители.

Ремонт вместо замены. Часто приходится видеть, что детали подлежащие замене просто были отремонтированы. Есть четкие инструкции, когда деталь должна быть заменена, а когда допустимо восстановление. На данный момент часто приходится сталкиваться с тем, что детали, которые явно должны были быть заменены, восстанавливаются и таким образом страховщики и технические центры снова наживаются на людях.

Читайте также:  Могут ли судебные приставы арестовать пенсию на почте

Полировка вместо покраски. Наглость при ремонте по ОСАГО безгранична, иногда мы сталкиваемся с тем, что детали просто полируются, вместо перекрашивания.

Неполный ремонт. Нередко при ремонте по ОСАГО ремонту подвергаются только очевидные повреждения, а о скрытых дефектах страховщики предпочитают стыдливо умолчать , чтобы не расстраивать автомобилиста. Устранять их тоже не будут.

Дополнительные повреждения при ремонте. Часто ремонт по ОСАГО делают второпях и неквалифицированные работники, которые не только не могут хорошо отремонтировать, но могут и дополнительно повредить ваш автомобиль.

Все о ремонте авто по ОСАГО после ДТП

Денежные выплаты пострадавший в ДТП теперь сможет получить только в исключительных случаях, но скажу вам честно, некоторые страховые компании не рискуют направлять клиентов на ремонт по ОСАГО, так как они понимают связанные в этим трудности, схема еще не обкатана и не известно как пройдет ремонт, некоторые страховщики пробуют, что из этого получится и направляют на ремонт часть автомобилей, которые не слишком сильно пострадали, но деньги получить еще вполне реально.

У вас есть несколько вариантов решения вопроса с восстановительным ремонтом вашего авто, ведь ремонт может проходить не только в строго определенном страховой месте:

  • Самый популярный вариант это направление от самой страховой на ремонт в сервис с которым у страховщика заключен договор;
  • Ремонт может проходить у официального дилера;
  • Клиент может предложить свою станцию ремонта, которую он лично выбрал;
  • Страхователь предлагает клиенту список сервисов с которыми у него заключены договоры и клиент уже сам выбирает в какой сервис ему обратиться для ремонта.

Если клиент предлагает свой сервис, то такой вариант всегда обязательно согласовывается со страховой компанией. Одобрит страховая или нет будет зависеть от того, есть ли в сервисе специализированное оборудование для ремонта вашего авто и наличие запасных частей и инструмента. Скажу сразу, страховые компании не так уж часто соглашаются на требования клиента, здесь нужны веские причины.

Самый простой вариант это согласиться на ремонт в автосервисе который предлагает страховая компания, так конечно будет быстрее но вот не всегда качество будет на высоте.

Порядок возмещения ущерба по ОСАГО

Но при ремонте в автосервисе страховщика есть так же преимущества:

  • Установка новых деталей;
  • Страховая будет подгонять сервис, что бы были соблюдены сроки ремонта;
  • Вам дадут гарантию на произведенные работы;
  • Вам не придется делать доплаты за ремонт.

Основные факты об ОСАГО

Полис ОСАГО является гарантийным документом, по которому пострадавшей стороне переводят выплату в случае наступления страховых рисков. Клиентам предлагается по желанию получить деньги или провести восстановительные работы за счет оператора. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, что делает выбор весьма трудным. Основными плюсами, которые дает ремонт по ОСАГО, выделяют:

Наличие гарантии со стороны СТО и СК по проведенному ремонту.
Отсутствие необходимости поиска станции обслуживания, сравнения разных компаний на рынке – все действия будут осуществлены в определенном месте

Важно лишь убедиться, что организация не дает направление на ремонт по ОСАГО в «гаражи».
В процессе восстановления на замену используются только новые оригинальные запчасти(в том числе мотор, тормоза, КПП) от официального дилера, особенно если машине нет и двух лет.
Нет необходимости производить доплату, так как по закону в случае такого варианта возмещения ремонт проводится в полном объеме за счет компании.
Автомобиль полностью восстанавливается, что исключает езду на поврежденном ТС, опасном как для водителя, так и для других участников движения.. Как видно, ремонт по ОСАГО в 2019 году за повреждение автомобиля выгоден в первую очередь страхователю, поскольку позволяет избежать мизерных выплат от компании и ненужных судебных разбирательств, которые неизбежны в такой ситуации

Операторы, заслуживающие доверие на рынке страхования «автогражданки»:

Как видно, ремонт по ОСАГО в 2019 году за повреждение автомобиля выгоден в первую очередь страхователю, поскольку позволяет избежать мизерных выплат от компании и ненужных судебных разбирательств, которые неизбежны в такой ситуации. Операторы, заслуживающие доверие на рынке страхования «автогражданки»:

  • «Альфастрахование»;
  • «Росгосстрах»;
  • «РСА-страхование»;
  • «ВСК-страхование»;
  • «Согаз»;
  • «РЕСО-гарантия»;
  • «Ингосстрах».
Читайте также:  Недействительность завещания в 2023 году

Каждая из них предлагает приобрести полис по выгодной стоимости, которую можно предварительно рассчитать. Зависит цена от множества факторов: стажа водителя, мощности транспортного средства, количества человек, региона. Но даже с ними в случае выбора ремонта в качестве компенсации следует опасаться подводных камней. Этот способ получения возмещения имеет свои особенности, о которых необходимо знать каждому клиенту.

А вот что.

Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.

Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО

Статья 12 Федерального Закона № 40 регулирует порядок оплаты ремонта транспортных средств в рамках ОСАГО. Предусмотрены 3 варианта действий:

  • Если сумма ущерба меньше 400 000 рублей, то восстановление производится полностью за счет полиса. В эту сумму включаются расходы на экспертную оценку, эвакуацию транспорта, размер расходов на запасные части, оплату труда ремонтников;
  • При ущербе свыше 400 тыс.руб страховщики оплачивают сумму, предусмотренную полисом, а владелец транспортного средства — недостающую сумму. Такой вариант требует добровольного письменного согласия участника ДТП и решается индивидуально в каждом случае. СК или СТО не имеют права принуждать к такому решению вопроса;
  • Если предполагаемая стоимость ремонта превышает сумму ОСАГО, а у страховщика нет средств для доплаты, или он отказывается платить по другим причинам, то страховая компания обязана перечислить полную сумму страхового возмещения.

Нужно помнить, что по результатам ремонта владелец должен забрать машину в том же состоянии, в каком она была до аварии, т.е. не допускаются частичные работы в пределах предельной суммы.

Порядок восстановление авто по ОСАГО после ДТП

Процедура получения ремонта не отличается от стандартной. В первую очередь, собственнику автомобиля, из-за которого произошло ДТП, нужно сообщить в страховую компанию об аварии. Последняя направляет для осмотра машины специалиста, который определяет стоимость ущерба и выдает застрахованному лицу направление на ремонт.

Участнику ДТП нужно доставить авто на станцию техобслуживания, сотрудники которого проведут восстановительные работы. Узнать об СТО, с которыми сотрудничает страховщик, вы можете на его официальном сайте или в службе поддержки.

В некоторых ситуациях владельцу автомобиля потребуется доплатить за восстановительный ремонт:

  • Если общая стоимость работ превысила максимальную сумму выплаты по условиям страхового полиса
  • Если ремонту подлежит подержанный автомобиль с износом деталей до 50%
  • Если ДТП оформлено по упрощенной процедуре с применением европротокола, при этом стоимость ремонта превышает 100 тысяч рублей
  • Если все водители, попавшие в аварию, признаны виновными в нарушении ПДД, что и спровоцировало ДТП

Страховой компании дается 20 дней для предоставления водителю, попавшему в аварию, направления в автосервис. Если страховщик допустит просрочку, он должен будет выплатить неустойку — 1% от суммы возмещения за каждый день таковой. При этом ее размер не может быть больше, чем общая стоимость восстановительных работ. Для ее выплаты водитель должен написать на имя страховщика заявление, указав реквизиты счета для перечисления средств.

Срок ремонта автомобиля по ОСАГО определяется в зависимости от размера и тяжести повреждений. Как правило, он не занимает более 30 дней. В качестве точки отсчета берется день прибытия ТС на СТО. При наличии серьезных повреждений или сложностей с транспортировкой запчастей ремонт может длиться дольше.

Водитель вправе предоставить комплектующие самостоятельно, чтобы ускорить проведение восстановительных работ, но страховщик должен дать на это свое согласие в отдельном письменном договоре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *